24.07.2017 А.Жиренова: «Будущее творится в учебных аудиториях» В своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства подчеркнул, что Казахстан вступил в новый исторический период, важнейших процессов обновления – старт политической реформе и модернизации экономики, должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания, «третья модернизация Казахстана» не просто дополнит, но выступит их сердцевиной. «Начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания», - подчеркнул Президент РК Н.А.Назарбаев. Опираясь на предложенный приоритет, у Казахстана есть возможность соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего на десятилетия вперед. Выделенные основные элементы модернизации сознания, как общества, так и каждого казахстанца: конкурентоспособность, прагматизм, опираются на национальную идентичность, культуру, образование, которые по праву позволят стать факторами успеха нации и сблизить вхождение Казахстана в тридцатку конкурентоспособных стран мира. Духовные ценности играют важнейшую роль в развитии любого народа, поэтому, делая ставку на технологии и инновации, на развитие новых отраслей экономики и строительство современной инфраструктуры, мы не должны забывать про сохранение и развитие нравственных основ общественного сознания. Гибко реагировать на вызовы времени способны только высокообразованные и духовно богатые люди. Для того, чтобы усилить это направление развития общества, необходим конкретный план действий. Статья Президента содержит ряд мер в виде актуальных на сегодня общественно-политических и культурно-просветительских проектов, каждый из которых нацелен на реальное воплощение идей нашего Лидера Нации. Так Президент выделяет особое значение роли образования на всех уровнях. Его слова «…будущее творится в учебных аудиториях...» особо подчеркивают его важность. Целый ряд проектов посвящен этому от выпуска учебников «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке» по общественным и гуманитарным наукам до сохранения культурных памятников. Особую роль гуманитарного образования особо подчеркивает Глава государства: «Мы должны создать условия для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны». Роль гуманитарного образования исключительна важна для формирования личности, целостного мировоззрения, воспитания патриотизма. Гуманитаризация образования находит свое выражение в повышении статуса социально-гуманитарных наук. Как показывает практика, за последние два десятилетия в странах СНГ, в том числе и Казахстана, в ряде вузов резко упал авторитет общественных дисциплин, который и так был невысок до развала СССР, сокращаются часы на гуманитарные дисциплины, из учебной программы сняты курсы по выбору. В этих условиях жизнь требует от тех, от кого зависит судьба высшей школы, с пониманием отнестись к данной проблеме. Корни этой проблемы, как утверждают ученые, является вымывание из содержания естественнонаучных и технических дисциплин гуманистического составляющего, т. е. человеческого фактора. Последствием этого стали технократические ориентации, определявшие разрешение всех проблем не только технических, но и природных, социальных и человеческих проблем. В условиях смены ценностных ориентаций студенческой молодежи зримо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования. Актуальность проблемы возникла не на голом месте. Дело в том, что классическая подготовка специалистов была направлена на овладение ими необходимой суммой знаний и профессиональной компетентности. В силу этого, в вузах, особенно в технических, нарастали технократические тенденции в ущерб гуманитарной подготовке, но всей человеческой практикой доказано, что люди, оставившие глубокий след в науке, технике, были всесторонне образованными и с высоким уровнем гуманитарной развитости. Гуманизация, применительно к высшему образованию, означает повернуться лицом к человеку и его ценностям. Поэтому становление личностного «Я» и предполагает гуманность в воспитании и обучении. Гуманитарное образование всем своим предметным содержанием целиком обращено к человеку, соотносится с его потребностями. Система образования для личности это не механизм, в котором можно что подкрутить или заменить винтики, это сложный процесс, который затрагивает все сферы жизни как общества в целом, так и от образа мысли, чувствований, мировоззрения отдельного человека. Образование - это процесс, который продолжается всю жизнь человека и определяет его качества как специалиста и гражданина. Поэтому Президент определяет главные жизненные ориентиры общества, которое сможет выжить в глобальной жесткой конкурентной среде. Это – культ знаний, причем в таком обществе «открытых знаний» не должно быть кумовства, местничества, взяточничества. Вся система ценностей личности должна быть ориентирована на культ знаний. Умение получать знания и быть готовым, к тому, что образование - это процесс, который продлится всю жизнь человека, быть готовым к переменам, чутко реагировать на современные инновации, знание языков, коммуникабельность такими качествами, по мнению Главы государства, должен обладать высокопрофессиональный специалист. Но фундамент этих качеств закладывается именно базовой гуманитарной основой, такими дисциплинами как история, философия, логика, история культуры, политология, социология, которые формируют эти качества: умение мыслить и анализировать, работать с информацией, определять главные жизненные ориентиры. В противном случае можно превратить процесс образование в механический процесс по поиску информации, где вместо знаний получать сумму знаний, которое «уму не научает». А.Жиренова, старший преподаватель, и.о. зав. кафедры журналистики и социально-гуманитарных наук View the full image